Главная arrow Общественная экспертиза arrow Основы законотворческого процесса
Основы законотворческого процесса Версия для печати Отправить на e-mail

Поскольку управление обществом осуществляется государством (особой формой организации политической власти) путем воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в обществе, постольку государство должно обеспечивать устойчивое развитие общества и обеспечивать его безопасность.Основой организации общественной жизни в государстве является право. При этом только государство в лице определенных органов обладает монополией на правотворчество и может утверждать нормы, обязательные для всего общества, а также устанавливать и исполнять государственные функции.

 

Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который сформулирован в правовых нормах. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождает людей в их общении друг с другом.Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание того, каким образом оно создается, формируется и развивается. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только наличие общей культуры, но и навыков пользования законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.

 

Для этого законодателю необходимо решить ряд задач, а именно, задачи:

 

·   исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений;

·   выявления и тщательного учета при формировании законов всех многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;

·   использования в процессе создания закона соответствующих достижений науки, техники и культуры;

·   проведения сравнительного анализа проектируемого закона не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности;

·   постановки специальных экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения,

·   определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с данной правовой системой в целом и, прежде всего, с Конституцией;

·   совершенствования организационных форм, процедуры создания закона.

 

Законотворчество характеризуется органическим единством трех его основных компонентов: познания, деятельности и результата.

 

На самом деле, для того чтобы в законах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы.

 

 

Читать далее

 
home contact search contact search