Главная arrow Общественная экспертиза arrow Процедура проведения общественной экспертизы
Процедура проведения общественной экспертизы Версия для печати Отправить на e-mail

Инициирование проведения общественной экспертизы

 

Инициатива по проведению общественной экспертной оценки может принадлежать как органам власти, так и любым гражданским формированиям. Как правило, в первом случае заключается договор на проведение таких работ, в котором указываются все существенные элементы и условия экспертного процесса. Во втором случае работа может осуществляться без оформления договорной документации.

 

Этапы проведения экспертных работ

 

Как правило, экспертная работа проводится в несколько этапов.

 

1) Подготовка к проведению. Включает в себя такие работы, как:

 

- согласование организационных вопросов (выбор инициатора, заказчика и др.),

- первичное рассмотрение акта,

- выработка вопросов к содержанию акта (основы для разработки технического задания);

- разработка технического задания на проведение экспертизы;

- формирование состава экспертной группы из числа общественных экспертов, обладающих необходимой подготовкой;

- разработка инструментов для общественной экспертизы (анкет, структур интервью);

- определение целевых групп и выбор источников информации.

 

2) Проведение. Включает в себя такие работы, как:

 

- сбор информации для проведения общественной экспертизы (законодательство и иная официальная информация, данные соцопросов, публикации и др.);

- получение и обработка количественных и качественных данных, формирование выводов и аргументация, выработка предложений,

- подготовка заключения общественной экспертизы (доклада) с использованием текстовой, цифровой и графической информации.

 

3) Продвижение результатов. Включает в себя такие работы, как:

 

- направление отчета о результатах общественной экспертизы в органы, принявшие рассматриваемый НПА, СМИ, общественные структуры, участвовавшим в экспертизе (перечень может ограничиваться договором)

- проведение "переговорных площадок" с представителями органов МСУ и органов, осуществляющих надзор за соблюдением законодательства, на предмет предъявления тех позиций в акте, которые вызывают беспокойство общественности, и выработки возможных действий по изменению ситуации;

- мониторинг действий по изменению ситуации, выработка плана дальнейших мероприятий.

 

При планировании работ по проведению общественной экспертизы необходимо составить план-график, учитывающий затраты времени на выполнение конкретных мероприятий и содержащий некоторый лимит времени на форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть непредвиденно и не по вине эксперта.

 

Права и обязанности сторон при проведении общественной экспертизы

 

Общественные эксперты имеют следующие права:

 

- самостоятельно планировать и организовывать свою экспертную деятельность с соблюдением сроков и условий, оговоренных техническим заданием и договором на проведение экспертизы;

- запрашивать и получать у заказчика общественной экспертизы или при его содействии у других организаций любую информацию, необходимую для проведения качественной общественной экспертизы, за исключением информации, составляющей государственную тайну;

- формулировать особое мнение по объектам, подвергаемым экспертизе, прилагаемое к общему экспертному заключению, в случае его принципиального отличия от мнения, содержащегося в общем экспертном заключении;

- отказаться от проведения аналитического исследования объекта экспертизы на стадии определения исполнителя в случае, если общественный эксперт-аналитик не считает себя достаточно компетентным специалистом в том виде экспертизы (сфере отношений), которому должен быть подвергнут объект общественной экспертизы.

 

Заказчик общественной экспертизы имеет право до заключения договоров с экспертами отказаться от принятия на себя обязанностей заказчика такой экспертизы, а также право авторского использования итоговых документов общественной экспертизы.

 

Общественные эксперты имеют следующие обязанности:

 

- соблюдать этические нормы;

- соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экспертизе в той сфере, в которой он является специалистом и обладает научными и (или) практическими познаниями;

- соблюдать установленные заказчиком общественной экспертизы порядок и сроки осуществления экспертизы;

- предоставлять заказчику в печатном и электроном виде тексты экспертных заключений;

- в случае, если экспертный анализ хода реализации (возможного принятия) объекта экспертизы выявил наступившие (возможные) негативные последствия для жизни и(или) здоровья граждан, а также при условии, что орган власти, к чьей компетенции относится устранение (предотвращение) данных последствий, в течение месяца после получения экспертного заключения не принял никаких мер, общественный эксперт обязан апеллировать к компетентным органам власти, а также к общественности для незамедлительного принятия мер, устраняющих данные последствия и причину их возникновения.

 

Заказчик общественной экспертизы обязан обеспечивать организационную, методическую и информационную поддержку проведения экспертизы, предоставлять в распоряжение общественного эксперта полный пакет всех имеющих отношение к объекту экспертизы документов, включая обоснование инициативы по проведению общественной экспертизы, дополнительные сведения, расчеты, разработки, за исключением сведений, содержащих государственную или иную охраняемую Законом тайну.

 

Техническое задание и договор на проведение общественной экспертизы

 

Техническое задание на проведение работ по общественной экспертизе, как правило, включает в себя следующие разделы:

- Вид оценки;

- Цель оценки;

- Объект оценки;

- Сроки (начало работ, конец работ, при необходимости - сроки завершения этапов);

- Оцениваемый период;

- Фокусы оценки (деятельность; воздействие; устойчивость; развитие; и др.);

- Задачи оценки;

- Объем работы;

- Перечень и характеристика целевых групп;

- Методы оценки.

 

Договор на проведение оценки составляется, как правило, по образцу типового договора на оказание услуг, хотя могут применяться и другие формы договорных отношений.

 

Необходимо помнить, что на экспертное заключение распространяются нормы права такие же, как и на другие объекты интеллектуальной собственности. Поэтому очень важно оговорить в договоре порядок использования и права и обязанности сторон по использованию результатов экспертной работы.

 

Получение и использование информации при проведении общественной экспертизы

 

При проведении общественной экспертизы используется, как правило, информация, имеющаяся в открытых источниках, а именно:

а) в законодательных (нормативных правовых) актах;

б) в информационных материалах органов государственной власти и местного самоуправления (публичных отчетах, сообщениях и др.);

в) в сети Интернет (со ссылкой на адрес информации в сети), в том числе размещенную на официальных сайтах статистических служб (Росстат РФ и др.) ;

г) в СМИ,

д) в профессиональных сообществах (медицинских, инженерных, культурных и др.);

е) в иных источниках, доступ к которым не требует обладания специальными возможностями и правами.

 

В случае необходимости использования в работе сведений, охраняемых законодательством, вопросы использования такой информации решаются в порядке, установленном законодательством.

 

Количественная и качественная информация, используемая в ходе общественного экспертного исследования, должна обладать рядом свойств, а именно: быть адресной, взятой из достоверного источника, однозначной, не допускать различных трактовок; быть убедительной, показывать преимущественную ситуацию в обществе, но, в то же время, учитывать ситуацию в различных отклоняющихся (маргинальных) группах общества.

 
home contact search contact search